» Серьги. История и современность
Серьги - Серьги. История и современность

Серьги (устар. Усерязь, чусы, чуски, ушники) — украшение для мочек ушей, издавна отличающееся разнообразием дизайна. Серьги на территории Восточной Европы известны с раннего бронзового века (3-2 тыс. до н. э.). Серьги первоначально носили не только женщины, но и мужчины, особенно воины и моряки (1 серьгу). Серьги были популярны в древнейших государствах Закавказья, Средней Азии (где серьги надевали девочке в первые дни после рождения, полагая, что они выполняют охранительную функцию), в античном Причерноморье (золотые серьги-диски с рельефными изображениями львиных голов; в виде сплетенного жгута с головами животных). Серьги скифских аристократов имели вид золотого колечка, украшенного зернью и сканью, калачика или спирали с высокой дужкой).

К концу 15 — началу 16 века серьги постепенно становятся неотъемлемой частью русского женского костюма: не было женщин, ни молодых, ни старых, не носивших серег (серег на Руси выпускалось так много, что среди ювелиров выделялись мастера-сережники). С 16-17 вв. изготавливали серьги в виде кольца, к которому крепились длинные подвески; в зависимости от количества подвесок серьги назывались: одинцы (одиначки), двойчатки (двоинки, двоечки), тройчатки. Иногда серьги носили названия по способу крепления в них камня. Серьги, в которых камень вставлялся как в лапку, назывались серьги-лапки. Другие серьги, в которых к ушному кольцу прикреплялась запона-бляха с драгоценным камнем посередине, носили название серьги-запоны.

Серьги украшались подвесками в виде колодок, шариков, птиц, цветов. Серьги-орлики напоминали по силуэту орлов, голубцы — голубей. Простые женщины носили медные серьги, богатые — золотые с изумрудами и яхонтами (см. Яхонт), жемчугом и множеством мелких камней, которые назывались искрами. Серьги 18 в. отличались большим количеством цветных камней и бриллиантов, но выпускались серьги и с недрагоценными узорчатыми камнями, и со стеклами.

В Западной Европе серьги прижились не сразу, а лишь с нарядной модой итальянского ренессанса. Наряду с классическими материалами в серьгах использовали слоновую кость, панцирь черепахи, ценные породы дерева. В 17 в. носили массивные алмазные серьги жирандоли, по виду напоминавшие канделябры-жирандоли, с крупными алмазными и жемчужными подвесками.

Современные серьги отличаются большим разнообразием камней и ювелирных техник. По способу ношения различают серьги-пуссеты, которые крепятся к мочке уха с помощью винта или штифта; серьги-клипсы удерживаются без прокалывания с помощью клипсового зажима. Маленькие гладкие проволочные серьги, которые носятся для того, чтобы не зарастал прокол в ухе, в России называют гигиеническими, в Англии — спальными.

Новыми элементами, меняющими фасон серег, являются так называемые жакетки для серег (англ. ear-ring jack). Это декоративные сменные насадки (с отверстиями в центре), к серьгам-пуссетам. Жакетка прикрепляется к замку серьги, зрительно ее увеличивая. Насадки изготавливаются в форме цветов, листьев, розеток и пр. Меняя насадку, женщина может каждый раз менять облик серьги. Идентичны им так называемые модульные серьги — модели, состоящие из нескольких конструктивно различных, но самостоятельного назначения компонентов. Обладательница таких серег получает возможность легко и по своему усмотрению изменять размер, форму и цвет серег, одни вставки заменять другими.


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter